Как снимал войну уроженец Саранска Владимир Сущинский

Весной 1941 года уроженец Саранска Владимир Сущинский окончил операторский факультет Всероссийского государственного института кинематографии и получил распределение в Пятигорск.

Он мечтал снимать игровое кино, веселые комедии. Но через несколько месяц началась война, Сущинский подал рапорт с просьбой направить его на фронт. И волею обстоятельств ему пришлось осваивать иную специализацию, фиксировать хронику военных действий. Тем не менее, его признали одним из самых талантливых операторов Великой Отечественной войны.

О незаурядном художественном таланте саранского кинооператора рассказывает фильм документального проекта «Как снимали войну», подготовленного к 75-летию Победы Гильдией неигрового кино и телевидения совместно с порталом Кино-Театр.Ру при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура».

Авторы проекта впервые предложили вниманию широкой публики уникальные материалы из фондов Российского государственного архива кино- и фотодокументов, хронику с пояснениями и авторскими «ремарками» фронтовых операторов.

Свои первые документальные сюжеты Владимир Сущинский снял весной 42-го года на Волховском фронте. А за 2,5 года он успел сделать 56 сюжетов. 11 тысяч метров военной кинохроники, 6 часов киноматериала.

На одном из монтажных листов, которые операторы отправляли в Москву вместе с отснятой плёнкой, Владимир Сущинский написал: «Ввиду того, что съемка производилась непосредственно в боевых условиях, камера, руки, были в кусках грязи и пыли, возможен брак».

Но при монтаже плёнки специалисты никакого брака не обнаружили. Напротив, всех поражало, что даже в экстремальных обстоятельствах Сущинский умудрялся безупречно выстраивать кадр. Несмотря на запредельную плотность огня в эпицентре сражения, когда бойцы вжимались в землю, зарылись в «лисьи норы» траншей, оператору, чтобы снять видеосюжет, требовалось подняться с камерой в полный рост, ежесекундно рискуя собственной жизнью. Да, жизнью на фронте рискуют многие.

Однако в боевых репортажах по большей части обычно даются лишь общие планы с бегущими куда-то фигурками солдат. А Сущинский всегда снимал лица людей, их страх, их терпение и решимость.

Есть в фильме о Сущинском пронзительный в своей метафоричности фрагмент. Залп батареи реактивных миномётов, снятый им через ветви цветущих яблонь, «звучит» визуальной рифмой к словам знаменитой песни.

Последние кадры в своей жизни Сущинский снял утром 22 февраля 1945 года под городом Бреслау в разгар сражения у железной дороги. Его камера следила за двумя пулеметчиками, в это время рядом разорвался снаряд, осколок которого смертельно ранил в голову оператора. Сущинский упал, но камера в его руках продолжала снимать.

Посмотреть хроникальные сюжеты фронтовых операторов и узнать массу любопытных подробностей об их судьбах в сериях проекта «Как снимали войну» можно на YouTube-канале Кино-Театр.Ру.

Мила МЕЛЬНИКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *