Педагог Евгения Зацепина дала советы, как написать хорошее итоговое сочинение

Советы про то, как написать хорошее итоговое сочинение, как подготовиться к нему, дает опытный педагог, учитель русского языка и литературы лицея МГУ им. Н.П. Огарева  Евгения Николаевна Зацепина.

– Как выбрать тему?

– Легких и трудных тем нет. Есть популярные и непопулярные направления. Но в итоге может получиться так, что по популярному направлению тема будет сформулирована так, что ответ на нее будет дать сложно, и ученики, нацеленные на одно направление, выберут другое. Поэтому заранее советую не замыкаться на одной теме, а выбрать три направления и, готовясь к сочинению, прорабатывать их.

В этом году, например, популярно направление «Забвению не подлежит», многие хотят его выбрать. Однако дети видят это направление узко, считают, что оно связано с Великой Отечественной войной. Но ведь это может быть и тема полета Гагарина в космос. Правда, в этом случае подобрать литературное произведение в качестве аргумента будет достаточно сложно. Но в любом случае важно не ошибиться с направлением.

– Как подобрать литературу? Есть ли универсальные книги, авторы?

– Универсальные авторы – это русские классики, прежде всего Лев  Николаевич Толстой и Федор Михайлович Достоевский. Их произведения всегда объемные, в них всегда прослеживается несколько сюжетных линий. Соответственно, даются ответы на многие вопросы. Для направлений этого года универсальными произведениями будут «Капитанская дочка» Пушкина и «Война и мир» Толстого. Изучив сюжетные линии этих произведений, характеры, поступки героев, можно написать сочинение по любой теме, которые будут предложены в рамках направлений.

– По какому критерию оценки сочинения бывает больше всего ошибок?

– Как правило, у школьников возникают трудности с качеством письменной речи и грамотностью, допускаются и пунктуационные, и орфографические ошибки. Есть дети, которые хорошо говорят, но, к сожалению, безграмотно пишут. И ведь если ребенок не читающий, то за год, только в одиннадцатом классе, это не поправишь. По сути, это сочинение – итог всех семнадцати лет жизни, а не только учебы в школе. Если ребенок в два года слышит рядом с собой красивую, грамотную речь, то он не будет совершать грубейшие ошибки, он не скажет «ложь» вместо «клади». Хотя даже слабый ученик справится с теми требованиями по грамотности, которые предъявляются на итоговом сочинении: на 100 слов должно быть не более 5 ошибок, то есть в сочинении в 350 слов может быть 17-18 ошибок. По-моему, это довольно мягкое требование.

– Как подготовиться к сочинению, если темы неизвестны?

– Готовиться нужно. В первую очередь следует проанализировать направления, выбрать для себя три. Нужно определиться с произведением, которое поможет с аргументацией. И заранее продумать вступление. Ведь в условиях стресса многим сложно сосредоточиться, и возникает проблема с тем, как начать сочинение. Можно написать универсальное вступление и запомнить его. Это для того, чтобы было от чего оттолкнуться  в своих рассуждениях. Есть универсальные клише, которые помогают логически выстроить сочинение, и их мы с детьми тоже изучаем.

Татьяна НИКИТИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *