Про Гоголя, валерьянку и уроки: как подготовить ребенка к школе

Учебники уже который месяц пылятся на книжной полке. К тетрадкам и ручкам никто не притронулся. Томик «Мертвых душ» недели три открыт на одной и той же пятидесятой странице… До начала занятий остается несколько дней, но готовиться к учебному году мой сын не спешит. Попытки «достучаться» до мозгов и совести ребенка, все мои речи о том, что скоро в школу и пора бы сесть за книжки, терпят полное фиаско. «Все успею, мама», – слышу я в ответ. И просто жду. Жду вместе с недочитанным Гоголем.

Общаясь с мамами других детей, понимаю, что я не одинока: проблема у большинства родителей та же. Как подготовить детей к учебе? Нужно ли усаживать за книжки заранее, заставлять повторять пройденный в конце прошлого учебного года материал? Без помощи специалистов здесь не справиться, решили мы, и обратились к школьным психологам. Что же советуют специалисты, выясняли журналисты «Известий Мордовии».

 

Мотивируйте!

Педагог-психолог Саранской школы №41 Светлана Зотова считает, что заставлять детей со скандалом садиться за учебники не имеет смысла. Бесконечными упреками и настойчивыми требованиями успеха не добиться, можно получить только обратный эффект – испортить отношения, потерять доверие. Любви к учебе это точно не прибавит.

Если мамы и папы считают, что без повторения пройденного материала не обойтись, то с ребенком лучше договориться без лишнего шума. «Мотивируйте детей, терпеливо объясняйте, для чего нужно вернуться к учебникам. Например, ради предстоящей сдачи ГИА или ЕГЭ, ради будущей профессии, о которой ваши сын или дочь мечтают, ради успешного будущего», – говорит педагог.

Лишь бы сидел за книжками, а мамина душа радовалась – позиция неверная. Поставьте конкретную задачу: по какому предмету и над какой темой поработать. А еще определите время для учебы, например, час с утра. В противном случае у школьника может сложиться ощущение, что в последние дни каникул он только и будет, что корпеть над наукой.

Договариваться и объяснять – это про школьников старшего возраста, а вот с малышами специалисты советуют общаться в форме игры. Почитать несколько минут, сделать перерыв, а через какое-то время ненавязчиво вернуться к занятиям.

Не нагнетайте!

Специалисты признают, что после почти полугодового отсутствия в школе усадить детей за парты будет непросто. Главный совет – действовать заодно учителям и родителям. «Будьте на связи с педагогом, возможно, за это время у ребенка произошло что-то такое, о чем учитель не знает и не будет учитывать в своей работе, а значит, не сможет ему помочь», – считает психолог.

Многим старшеклассникам уже через неделю после начала учебного года предстоит писать всероссийские проверочные работы по разным предметам. У родителей с этим связано много волнений: «Как после летних каникул можно проверять знания?» – задаются вопросом взрослые. Решение принято, нравится нам это или нет, но от ВПР никуда не деться. Главное, успокоиться взрослым, не накручивать ребенка и не нагнетать обстановку, лучше поддержать и вселить уверенность. Время на повторение материала есть.

А вот ночную подготовку к экзаменам или контрольным психологи считают занятием бесполезным. «Результат дает так называемое отсроченное воспроизведение информации, когда ребенок готовится заранее, знания укладывается в голове, и потом школьник их использует», – рассказывает педагог. Так что с первых дней нашим деткам стоит браться за учебу, и хорошие отметки по ВПР обязательно будут.

Кстати, психологи считают, что правильно расписанный режим дня – залог успеха. В учебном году тоже должно быть все «разложено по полочкам»: здоровый сон, питание, время на секции, уроки и, конечно, об отдыхе не стоит забывать.

Игры – в помощь!

Больше всего волнений, конечно, у первоклассников, они впервые переступят порог школы. Отдавать детей в различные развивающие центры в современной жизни родители стараются с самого малого возраста. К первому классу читать и писать умеют многие малыши, но далеко не у всех развита так называемая волевая сторона.

Сидеть на месте, не лезть под парту, не давать волю эмоциям на уроке, не отвлекать одноклассников – наука для вчерашних детсадовцев сложная. Усидчивость советуют воспитывать не только в школе, но и дома. Опять же – игры вам в помощь! Лото, монополии, так называемые ходилки, приучают ребенка действовать по определенным правилам. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам нужно находить время и играть с дочками, сыночками и внуками.

Такие игры тренируют дух соперничества, ребенку хочется быть первым и получать похвалы от взрослых.

Первые дни учебы для малышей – это стресс. Меняется вид деятельности, режим, люди. Адаптационный период – две-три недели, страх пройдет, ребенок начнет привыкать, все встанет на свои места. Однако дети разные, быстро проходит не у всех, и здесь главное – родителям не предъявлять малышу завышенных требований. На этом фоне возникают конфликты, ребенок теряет веру в себя, понижается его самооценка.

Если все же адаптация затянулась, к делу подключаются специалисты. «В первую очередь нужно выяснить, почему так происходит, а уже потом, исходя из результатов диагностики, работать, – говорит Светлана Николаевна. – Проводим беседы и консультации с учителем, родителями. Рекомендации – дело индивидуальное. Можно прийти на родительское собрание и дать общие советы, но все дети разные, нужно учитывать особенности каждого из них».

Общайтесь с ребенком!

А учитель-логопед Наталья Коровина из саранской школы №41 считает, что родителям будущих первоклассников нужно больше внимания уделять разговорной речи ребенка. К пяти годам речь у ребенка должна быть абсолютно четкой и безошибочной. Если малыш не справляется, неправильно строит предложения, не может пересказать текст, то это повод обратиться к специалистам, которые обязательно помогут все исправить.

Логопеды советуют больше общаться с детьми, задавать вопросы и слушать ответы. Если ребенок говорит с ошибками, например, путает род у существительных, объясняйте, поправляйте, но ненавязчиво.

Ирина ЕГОРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *